Роль орнамента в жизни славян. Часть первая.

Дом.

Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой. Если мы присмотримся повнимательней, то, как и я во время исследования,  без труда заметим наличие большого количества украшений на любой части здания ,взгляните на рисунок слева - здесь я поместил изображение типичной небогатой избы - зажиточные купцы, воины украшали свои дома куда более богато, однако и это жилище содержит  в себе множество резных украшений и символов, с помощью которых люди стремились обеспечить себе сытость и тепло, безопасносность и здоровье. Боясь "нашествия злых духов" - упырей, вампиров, ведьм, навий (душ умерших), которыми славянин населял окружающую природу, от них он защищался.

Защитой служили прежде всего доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках двора и жилища, какими считались стены, окна кровли жилища. Это была архитектурная резьба - конек на крыше (см. также "Животные и мифические существа в орнаметах.") , резные причелины с "громовыми знаками", озображения Солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы и т.п.

Орнаменты архитектуры, при ближайшем рассмотрении мною, оказались близки к орнаментам вышивки ( что и не удивительно, т.к. оберегающая символика, как я полагаю,  употреблялась единая, т.е. обращение к божествам, к примеру, было единым). В пример этому можно привести самую устойчивую тему : женская фигура с воздетыми к небу руками и птицами и конями по сторонам.

Вот она :

Первые упоминания об этом узоре, по словам ученых, относятся к VII веку до нашей эры). Более того, орнаментальная фигура женщины с поднятыми руками встречаласьи у этруссков (подробнее см. "Еще версия происхождения орнамента..."), а это датируется уже третьим тысячелетием до нашей эры !
И тем не менее этот элемент орнамента я обнаружил как в вышивке ( на узорах полотенец, украинских "рушников", варежек, так и на узорах, украшавших дома, в пример этому можно привести как оконные узоры, так и фигурки коней на крыше и стамике ( это - только отчасти, т.к. изображение коней по одной из версий символизирует обращение к Даждьбогу).(см. также "Животные и мифические существа в орнаметах.") Это изображение также встречается на женских украшениях, но я предполагаю, что в этом случае цель несколько иная - кроме защиты женщины, еще и увеличение ее "женской силы".

А еще стены жилищ покрывали орнаментами, в которых преобладала тема ужа (змеи) (см. также "Образ животных в элементах орнамента") - покровителя домашнего очага :

Заклинательная роль орнамента.

И в архитектуре, и в одежде последовательно применялся один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проемы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть и навредить человеку.
Орнаменты со "священными" изображениеми такими как конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце увенчивали самую высокую точку дома - щипец крыши, вкупе они делали дом недоступным для "злых духов" и убежищем для членов семьи.
P.S. Эти элементы украшения здания, мне кажется, необходимо рассматривать еще и с практической точки зрения (т.е. не делать упор только на заклинательную их роль). Дело в том, что нашел упоминание о том, что эти фигурки несли еще и функцию защищать дом от молний, т.е. были громоотводами. Более того, я думаю, что эти две функции были, возможно тесно связаны друг с другом - в случае попадания молнии могло считаться будто оберег сохранил жилище.

См. также "Орнамент на домашней утвари"

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz