Роль орнамента в жизни славян. Часть
первая.
Дом.
Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной
символикой. Если мы присмотримся повнимательней, то, как и я во время исследования,
без труда заметим наличие большого количества украшений на любой части
здания ,взгляните на рисунок слева - здесь я поместил изображение типичной
небогатой избы - зажиточные купцы, воины украшали свои дома куда более
богато, однако и это жилище содержит в себе множество резных украшений
и символов, с помощью которых люди стремились обеспечить себе сытость и
тепло, безопасносность и здоровье. Боясь "нашествия злых духов" - упырей,
вампиров, ведьм, навий (душ умерших), которыми славянин населял окружающую
природу, от них он защищался.
Защитой служили прежде всего доброжелательные языческие символы,
размещенные на самых уязвимых участках двора и жилища, какими считались
стены, окна кровли жилища. Это была архитектурная резьба - конек на крыше
(см. также "Животные и мифические существа
в орнаметах.") , резные причелины с "громовыми знаками",
озображения Солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы
и т.п.
Орнаменты архитектуры, при ближайшем рассмотрении мною, оказались
близки к орнаментам вышивки ( что и не удивительно, т.к. оберегающая символика,
как я полагаю, употреблялась единая, т.е. обращение к божествам,
к примеру, было единым). В пример этому можно привести самую устойчивую
тему : женская фигура с воздетыми к небу руками и птицами и конями по сторонам.
Вот она :
Первые упоминания об этом узоре, по словам ученых, относятся
к VII веку до нашей эры). Более того, орнаментальная фигура женщины с поднятыми
руками встречаласьи у этруссков (подробнее см. "Еще версия происхождения
орнамента..."), а это датируется уже третьим тысячелетием до нашей эры
!
И тем не менее этот элемент орнамента я обнаружил как
в вышивке ( на узорах полотенец, украинских "рушников", варежек, так и
на узорах, украшавших дома, в пример этому можно привести как оконные узоры,
так и фигурки коней на крыше и стамике ( это - только отчасти, т.к. изображение
коней по одной из версий символизирует обращение к Даждьбогу).(см. также
"Животные и мифические существа в орнаметах.")
Это изображение также встречается на женских украшениях, но я предполагаю,
что в этом случае цель несколько иная - кроме защиты женщины, еще и увеличение
ее "женской силы".
А еще стены жилищ покрывали орнаментами, в которых преобладала
тема ужа (змеи) (см. также "Образ животных в
элементах орнамента") - покровителя домашнего очага :
Заклинательная роль орнамента.
И в архитектуре, и в одежде последовательно применялся один
и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все
проемы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть и навредить человеку.
Орнаменты со "священными" изображениеми такими как конь,
оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце увенчивали самую высокую
точку дома - щипец крыши, вкупе они делали дом недоступным для "злых духов"
и убежищем для членов семьи.
P.S. Эти элементы украшения здания, мне кажется, необходимо
рассматривать еще и с практической точки зрения (т.е. не делать упор только
на заклинательную их роль). Дело в том, что нашел упоминание о том, что
эти фигурки несли еще и функцию защищать дом от молний, т.е. были громоотводами.
Более того, я думаю, что эти две функции были, возможно тесно связаны друг
с другом - в случае попадания молнии могло считаться будто оберег сохранил
жилище.
См. также "Орнамент на домашней утвари"
Сайт управляется системой
uCoz