Роль орнамента в жизни славян. Часть восьмая.

Животные и мифические существа в орнаметах.

    Эта глава является заключительной в исследовании роли орнамента в жизни славян. Здесь собраны скорее факты на которые я опирался в своих выводах и исследованиях. Однако, здесь присутствуют некоторые мои размышления - скорее предположения, нежели обоснованные высказывания.
    Животные.
     
Кони. Макошь и кони Даждь бога - символ плодородия...
Изображение коней в ораментах (и не только) мы встречаем повсемстно. Первое, что нам приходит в голову - конек на крыше, ну может еще знаменитые коньки на плошках, вот пожалуй и все, что сегодня вспомнит горожанин. Но никто не вспомнит знаменитый орнаментальный узор богини Макоши с кониками, который повсеместно встречался на рушниках, элементах одежды и ковриках или коников на оберегах.
Более того кони изображались двух видов :
1. Кони Даждьбога - они усердно везли его повозку по небу (а люди земные видили Солнце), поэтому изображая их, славянин просил покровительства у могучего святила.
2. Водяные кобылицы - жили они во глубине вод, однако их молоко обладало поистине магической силой. Добрый молодец, который искупался в кипящем таком молоке станопился писаным красавцем, а его враг - варился и погибал. Кроме того, молоко кобылиц, упавшее в виде дождя, выащивало небывалый урожай. Для воздания почестей Водяным кобылицам славяне приносили дары божествам речек, которые заботились о кобылицах.

Маленькое отступление: на мой взгляд здесь мы видим не что иное, как круговорот воды в природе - из глубин на небо и назад. Это предположение подтверждается утвержщдением исследователя Г. Беляковой , что "представление Водяных кобылиц есть метафоричное изображение облака".
Еще С.Есенин говорил, только русский мужик догадался посадить коня на крышу сворего дома, превратив тем самым его в колесницу.

Утки, птицы.
 
 
Их мы видим там же, где ранее видели коней, даже на крыше (на стамике и на курице). 
Откуда такое совпадение ???
 
Более того, на вот этих рисунках мы видим костяные амулет с изображением кого бы вы думали?.. "Утко-коней" ! 
 
Ответ прост - упряжь уток везла повозку Даждьбога ночью по Подземному океану. Отсюда и сходство и поклонение. 
 
 
В завершение темы любимцев Даждьбога, я хочу высказать предположение о том, что почет лошадей и уток кроится еще и в том, что они составляли основу пропитания древнего славянина, утки - это и добыча на охоте, и пух для утепления одежды, а лошади и в ратном деле подмога, и в домашнем хозяйстве.

Змей.

Изображение змея имеет очень много толкований и, на мой взгляд, говорить о каком-либо конкретном толковании можно говорить, лишь рассматривая священные предметы. 
Змей представлен почти во всех мифологиях мира как символ, связывавшийся, с одной стороны, с плодородием, землей, мудростью, с женской производящей силой, водой, дождем, а с другой - с домашним очагом, огнем (особенно, небесным), а также мужским оплодотворяющим началом. Кроме того в ритуапльном толковании змей означал вечность. 
 
Змеевик - знак Велеса...  На этом рисунке изображен так называемый "змеевик" - символ Велеса (или Волоса), он говорит о двойственности этого божества : с одной стороны мы видим голову со змеями, а с другой стороны они образуют обратную Свастику - Ярилин знак, так называемое Дневное Солнце (просто Свастика - это Ночное Солнце), древние жрецы считали этот символом Первичного Создателя Вселенной. И правда, я нашел информацию о том, что Велес в некоторых районах считался одной из ипостасей Высшего божества (к примеру на Алтае).
 
Однако его нельзя причислить к Добрым или Злым богам (см. ниже) - он, по моему мнению, я вляется богом, который более других похож на обычного человека - его одолевают обычные человеческие соблазны и в зависимости от них он помогает то Добрым, то Злым богам...
 
В пантеоне богов орнамент со змеем соответствовал Волосу (Велесу). Изображая змея, славянин, как оказалось при ближайшем рассмотрении, мог просить очень многого. В одних источниках Велес заведовал подземным царством и был злым, в других - отвечал за урожай, а еще ему купцы и ремесленники на поклон шли.Обобщив это я пришел к выводу, что Велес был бог материальных благ, не добрый не злой - переменчивый. 
 
Надо сказать, что змей до сих пор остается в народе противоречивым символом - считается, что уж приносит в дом счастье, его всегда стараются напоить молоком, если он заползает в избу, а вот кадюка - символ зла, беды. Соответсвенно и орнаментальное их изображение будет иметь разные значения. 
 
 
 

Жар-птица.

Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе - богине счастья, домашнего быта. Ее цвет - красно-желтый. Люди использовали ее изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады.  Жар - птица...
 
 

Вещая птица Гамаюн (Гамаюс, Гамаюнт).
 

Вещая птица Гамаюн...   Ее символ имел очень сильное влияние, и еще бы, - здесь мне не пришлось долго ломать голову над разгадкой этого вопроса- одно перечисление ее покровителей обьясняет все : Велес, Крышень, Коляда и Даждьбог. 
Считалось, что она пропевает книгу "Вед". Имя ее порисходит от "ГАМ" или "КАМ", что значит "ШУМ" (отсюда появились производные слова "камлать" и "шаман". Она же звалась птицей Хумай в Сибири и Иране, Гаруда в Индии, Хуан в Китае. В более познее время ее особая песня предвещала новую династию русских царей - этим фактом прослеживается связь орнамента славян с более позними временами.... 
 
 Алконост.
Предположительно - изображение Алконоста...Птица Зари. Оне не символизирует, а является воплощением богов Хорса и Крышня. Управляет ветрами и погодой. Судя по всему обереги, украшенные ее изображением, служили мольбой о хорошей погоде у моряков. На Коляду (у греков это Алкионовы дни, зимнее солнцестояние) она рождает детей на "краю моря" - тогда семь дней соит безветренная погода. По пояс имеет образ человечий, а ниже птичий. Ее изображали держащей в руках лотос - цветок Крышня и Хорса.

 


 
 
Сайт управляется системой uCoz