Роль орнамента в жизни славян. Часть шестая.

Комиксы от Нестора.

Еще один любопытный факт мне удалось узнать.
На одном совсем небольшом кусочке орнамента порой умещалась целая сказка ! Если немного задуматься, то сразу можно припомнить, что сказка относится устному народному творчеству, но сам по себе орнамент никак устным творчеством назвать нельзя. Отсюда следует вывод, но вначале давайте рассмотрим пример сказки :

Сказка о Кащее Бессмерном...
 Вы наверное без труда угадали сказку ?
Конечно, здесь изображен сюжет о Кощее Бессмертном, или, если быть точным, о Кащее Трепетовиче - сыне Вия и Матери Сырой Земли. В левой части рисунка изображен поиск Кащеевой смерти, далее идет изображение поющего петуха, он символизировал победу Добра над злом ( должен отметить, что хотя петух и не так часто встречается в, скажем, вышивке, но его значимость нельзя переоценивать - его изображение встречается на узорах, которые являются записью былин), лучнтики - символ умерщвления Кощея ( кстати, по былине, Кащей умер от собственной стрелы, а не от переломленной иголки ), наконец, крайние справа фигуры - это сцепившиеся белки - символ единоборства...

Из выше приведенной сказки следует один интересный вывод : орнамент служил переходным звеном от устного народного творчества к письменному !

Орнамент постепенно переходил в письменность (подробнее об этом см. "Руны - предки алфавита..."), это явно прослеживается на примере иллюстрации былин, а еще ранее - на наскальных изображениях...

Кроме того этот орнамент несет в себе еще одну смысловую нагрузку - это календарь на целый год. Борьба за смерть - это празник Ивана Купала, правее от него  - лето, левее - весна, умерщвление Кощея - зима, а сцепленные белки - это борьба зимы с весной...
Вот так ! А с первого взгляда нам и не определить глубинный смысл рисунка.
(Подробнее о календарях см. "Календарь")

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz