Происхождение орнамента славян. Часть первая.

Мозаика по-питекантропски...

 Для того, чтобы полнее предствить себе картину появления того или иного элемента орнамента давайте взглянем в очень глубокую древность, когда понятие  "славяне"  еще никому ни о чем не говорило, а длинная выпяченная вперед челюсть подтверждала невысокий уровень развития.
Для исследования этого временного отрезка я обратился к мифологическому и палеонтологическому словарям. Наиболее яркий пример развития расцвета орнамента - палеолит.
На его долю приходится большая часть смысловой напгрузки орнамента, как оказалось, к моему немалому удивлению, именно жители палеолита вкладывали наибольший смысл в узоры и орнамент.

Этот парадокс кажется мне вполне обьяснимым только одним способом. По моему мнению после палеолита начался переиод активного развития другой части гловного мозга, которая увела следующие поколения древних людей от необходимости выражать свое мироощущение посредством изображения узоров. Однако здесь необходимо отметить, что орнамент вовсе не ушел на второй план, а лишь перестал быть единственным зеркалом жизни и стал более подвергаться осмыслению. Кроме того позже начинают активно развивать виды устного творчества...
 

Повторяющиеся элементы орнамента = элементы стройматериалов - наследие палеолита... Наибольший интерес для нас представляют неповторимые постройки палеолита с их специфическими узорами. Прежде чем начать рассматривать узор палеолита давайте отметим, что элементы и приемы, используемые в палеолите, мы можем видеть в деревне и по сей день. Это подтверждается, на мой взгляд, особенно находками на стоянках древней эпохи, которые в данный момент находят на территории, на которой расселились древние славяне - те, чьи узоры сохранились до наших дней. 

Согласно вышеуказанным словарям "в палеолите первобытный орнамент ... нес немалую смысловую нагрузку, приблизится к выяснению былого значения орнамента удается лишь тогда, когда раскрывается его конкретное становление, так например повторение острого угла, обозначавшего женщину, образовывало зигзаг".

 
 На основе подобного соединения орнамента создавались части жилища - т.е. если часть постройки состояла из нескольких равных частей, то каждая такаячасть являлась законченным элементом орнамента, и все вкупе они образовывали какой-либо повторяющийся узор. А теперь давайте вспомним многочисленные змейки, круги, в т.ч. концентрические, косые черты на русских и восстановленных славянских избах. Здесь прослеживается , на мой взгляд, прямое или по крайней мере косвенное наследование.  Обратите внимание - своды крыши ввиде змейки, а змейка состоит из отдельных досок...
 

Подытоживая эту часть работы я хочу отметить, что развитие славянского орнамента было заложено уже в эпоху палеолита, однако наиболее яркие подтверждения вышесказанному относятся к находкам орнаментального собрания, созданного неантропом - его нашли на стоянке Мезин на Украине.

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz